Новости ФССП России

Главная » Центральный федеральный округ » Брянская область

Табасаранские устои у российско-белорусской границы

22 июля 2022 года


В отделении судебных приставов УФССП России по Брянской области в городе Новозыбков, откуда до белорусского Гомеля ближе, чем до областного центра, служит отличный специалист, профессионал своего дела и, в то же время, яркая и приветливая молодая женщина с необычным для этих мест именем Индира. Индира Муртузалиева родилась и выросла в Дербенте. Этот древний дагестанский город с одной стороны омывает море, а с другой - защищают горы. Там сильны кавказские и мусульманские традиции, там жизнь отличается от жизни в центре России, где девушка оказалась после замужества. Отец Индиры — коренной дагестанец, чья семья жила в высокогорном селении. После армии он уехал в Омск, где поступил в институт. В годы студенчества познакомился с местной девушкой, с которой завязался роман. Молодые люди решили связать свои жизни и парень привез невесту на свою малую родину. В Дагестане тогда еще очень сильны были традиции. Согласно им парню без его ведома сосватали невесту-дагестанку, девушка уже готовила приданное, но Сейфулла смог настоять на своем и жениться на любимой. Конечно, непросто пришлось его избраннице на новом месте, но любовь молодых помогла преодолеть все препятствия. Девушка приняла ислам, изучила местные традиции и стала следовать им, а ее спутник проявил мудрость и не стал настаивать на четком следовании всем правилам жизни горцев. Также потом он будет воспитывать и детей, которым даст право выбора, как жить и чему следовать. Тем более жизнь не стояла на месте и в Дербенте, где поселилась семья Сейфуллы, уже не так жестко следовали традициям. Пожалуй, именно эта возможность выбора, позволили Елене искренне полюбить Дагестан и его устои, а для семьи Сейфуллы она стала любимой невесткой. Сейчас многие традиции она знает лучше, чем коренные жители гор. С таким же почитанием горских ценностей и моральных устоев выросла Индира. Девушке легко давалась учеба. Она окончила школу экстерном, выбрала профессию экономиста и также досрочно освоила вузовскую программу, после чего устроилась работать по специальности. Тогда и познакомилась заочно с дагестанцем Неврюзом, который к этому времени уже 11 лет жил в городе Новозыбков Брянской области. После армии он уехал сюда вслед за братом, который после окончания медицинского института по распределению попал в партизанский край и работал там педиатром. Спустя некоторое время, Неврюз приехал на малую родину, чтобы взять в жены Индиру. Уже через два месяца после первой личной встречи девушка стала его женой. Свадьба проходила по всем традициям жителей гор. Сначала состоялось сватовство, где последнее слово оставалось за родителями молодых. Затем жених полностью одевал невесту, покупая ей наряды на все случаи жизни. Древний обряд, без которого и свадьба не будет свадьбой, ведь на празднике невеста должна демонстрировать гостям, подарки от жениха. Девушка же в свою очередь готовит приданное для дома. Ее задача полностью обустроить дом: от ложек с вилками до постельного белья. После окончания хлопот, наступили праздничные дни. Свадьбу в Дагестане играют три дня. В первый день жених с родными и друзьями посещает мечеть, затем забирает невесту, везет ее в свой дом, а затем в ЗАГС. В этот день свадьба празднуется с гостями невесты. Собираются ее родные и друзья. У Индиры было не очень много гостей — всего 850 человек. Свадьбу ее брата, например, праздновало 1500 человек. Второй день — день жениха. Молодые отмечают бракосочетание с его гостями, присутствуют некоторые приглашенные и со стороны невесты. Уже на третий день молодая жена прощается со своей семьей перед тем, как уйти в семью мужа, это уже немного печальное мероприятие. Индира и Неврюз выбрали современные свадебные наряды, потому что традиционные горские одежды уже все реже используются в обычной жизни. А вот без традиционных танцев, музыки и кавказских блюд не торжествах никак не обойтись. Гости собираются ближе к вечеру и праздновать начинают без молодых. Открываются торжества с танцев родителей. Матери невесты, если это первый день, и матери жениха, если это второй день, во время танца гости дают в руки деньги как знак почтения и уважения. Чуть позже приезжают молодые, которые первым делом тоже танцуют. В свою очередь гости одаривают невесту деньгами. Кстати, на свадьбах не принято дарить подарки, молодоженов поздравляют деньгами. Обрядовые танцы умеют исполнять все от мала до велика. Никто специально этому не учит, но дети с ранних лет вместе со взрослыми участвуют в праздничных мероприятиях, где впитывают народную музыку и танцы. Через несколько дней после свадьбы молодая семья переехала на Брянщину. Здесь же родился и сын. В Новозыбкове Индира сначала работала в миграционной службе, а затем стала судебным приставом-исполнителем отделения судебный приставов по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области. Конечно, жизнь в центральной России отличается от жизни в Дагестане. Связующим звеном с малой родиной для Индиры стало приготовление национальных блюд. Например, привычный с детства хинкал — пластинки из теста, подаваемые с бульоном и соусами. Пирог чуду, при приготовлении которого зелень с творогом особым образом заворачивается в тесто, Индира теперь выпекает в обычной духовке, а не в печи, как пекли ее бабушки. А вот замену любимому дагестанскому сыру на новом месте она так и не нашла — нет тут таких способов приготовления сыра. С грустью рассказывает судебный пристав о том, что сын ее не знает языка, на котором говорили предки ее и мужа, да и сама она стала забывать уже многие слова и выражения. Стоит отметить, что Дагестан самая многонациональная республика России: там живут представители 33 национальностей. Так, семьи Индиры и Неврюза — табасаранцы. У каждой народности свой язык, национальные блюда и традиции. Именно для того, чтобы жизнь с соседями была комфортной, в Дагестане основным языком стал русский. Национальные языки сейчас используют не так часто, особенно в городах. Современный ритм жизни давно побеждает традиционный уклад жизни, но моральные устои при этом победить невозможно. Дагестанцы с молоком матери впитывают почет и уважение к старшим. Если в комнату входит человек преклонных лет, обязательно все привстанут, выражая почтение. Постаревших родителей не оставляют одних — обязательно кто-то из детей живет с ними и ухаживает за ними. Жить, уважая других, учат сегодня своего сына. Ведь только доброе отношение друг к другу способно сегодня менять жизнь в лучшую сторону.



Ссылка на текст новости: http://fssprf.ru/news/356014-tabasaranskie-ustoi-u-rossiysko-belorusskoy.html

Ссылка на первоисточник: https://r32.fssp.gov.ru/news/document31604184/